Создание музыки требует от нервной системы координации сенсорных и двигательных функций. Регулярная практика усиливает нейропластичность и развивает сложные когнитивные способности. Несмотря на мифы вокруг «эффекта Моцарта», исследования подтвердили, что прослушивание музыки может улучшить концентрацию, но не обязательно только классической.
Дофаминовая система и ожидания в музыке
Музыка доставляет удовольствие в моменты, когда нарушаются наши прогнозы. Ожидание определённого музыкального развития и неожиданное, но приятное отклонение от него активируют выброс дофамина. Именно эти «ошибки ожиданий» вызывают наибольший отклик.
Наш музыкальный вкус формируется благодаря нейропластичности. Повторяющееся воздействие определённой музыки в позитивном контексте закрепляет эмоциональные ассоциации. Даже болевой порог может изменяться под влиянием любимой музыки — она снижает восприятие боли на нейронном уровне.
Инструментальная и вокальная музыка воспринимаются по-разному. Если человек понимает язык песни, это усиливает эффект, однако ритм и гармония сами по себе способны влиять на настроение и активность мозга. Музыкальные жанры, включая рэп, рок и шансон, также полезны для развития мозга, как и классика.
Музыкотерапия: практическое применение
Музыкальная терапия постепенно находит признание в медицине. В России её основы закладывали ещё Бехтерев, Сеченов и Догель. Сегодня терапия применяется в реабилитации после инсульта, улучшении двигательных и речевых функций, а также для стабилизации сердечного ритма.
Исследования подтверждают, что прослушивание музыки перед и после операций снижает тревожность и болевые ощущения. Методика TaKeTiNa, активно применяемая в Германии, показывает эффективность в лечении депрессии, предлагая пациентам участие в ритмических сессиях.
Наибольший эффект достигается при живом исполнении, особенно в работе с родителями недоношенных детей — такие сессии способствуют снижению уровня кортизола. Совместное музицирование положительно влияет на когнитивное развитие детей, укрепляет социальные навыки и метафорическое мышление.
Сабрина Фернандес, автор серии статей по связи музыки и развития мозга, пишет: "Когда я была маленькой, я помню, как мои родители по утрам включали песню Beatles «Here Comes the Sun» на старом проигрывателе. Моя мать помогла нанять первого руководителя оркестра в моей средней школе, а мой отец включал и пел оперу в машине по дороге в начальную школу. Я баловалась разными инструментами, играла на трубе, флейте, пикколо, гобое, английском рожке и укулеле"