Хронобиология, наука о биоритмах, зародилась благодаря немецкому врачу Кристофу Вильгельму Гуфеланду, который ещё в 1797 году обратил внимание учёных на то, что биологические процессы имеют цикличную природу. Суточные ритмы — это закономерное повторение активности и отдыха, подчинённое смене дня и ночи. В XX веке исследованиями этой темы активно занимались российские учёные, включая И.П. Павлова, В.И. Вернадского и А.Л. Чижевского. Со временем стало очевидно: ритмичность — фундаментальное свойство живой материи. Термин «хронотип» был введён в обиход в 1970-х годах.
Главное, что проявление конкретного хронотипа у человека определяется генами и практически не зависит от образа жизни или интересов. Это подтверждено тем, что у каждого есть врождённые циклы активности и отдыха, которые устойчиво повторяются.
По характерным отличиям во времени максимальной бодрости и сонливости людей условно делят на три типа:
Жаворонки — просыпаются рано и наиболее работоспособны утром.
Голуби — большинство людей относится к этой группе с более ровным ритмом бодрствования и отдыха.
Совы — бодреют к вечеру и любят поздние часы.
Чистый хронотип встречается редко. Чаще всего мы — гибриды этих моделей с небольшим смещением в одну из сторон.
Влияние хронотипа на образ жизни
Хронотип может заметно влиять на здоровье и повседневные привычки. «Жаворонки» легко адаптируются к раннему началу работы и учёбы, ведь пик их умственной и физической активности приходится на утренние часы. Но ближе к вечеру их работоспособность быстро угасает, и в 20–21 час они уже готовы лечь спать.
«Совы», наоборот, наиболее продуктивны во второй половине дня и ночью. Они лучше переносят поздние смены и активны вечером, но ранние подъёмы превращаются для них в настоящую пытку.
Смешанный тип, или «голуби», может гибко адаптироваться к разным режимам, хотя и у них есть периоды снижения энергии.
Как формируется хронотип?
Биологические часы каждого человека в первую очередь зависят от наследственности. Гены задают базовый ритм сна и бодрствования. Но также на хронотип влияют возраст и пол.
Дети чаще всего — настоящие «жаворонки», которые просыпаются очень рано. Подростковый возраст сдвигает этот ритм, и большинство подростков становятся «совами». После 20 лет биоритмы понемногу возвращаются к более раннему подъёму, а в старости многие снова становятся «жаворонками».